Специальная оценка условий труда

C 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Процедура специальной оценки условий труда вводится взамен аттестации рабочих мест по условиям труда. Законом определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда.

Ссылка на http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/114 Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативами.

Условия труда по степени вредности или опасности подразделены на четыре класса:

  • оптимальные

  • допустимые

  • вредные

  • опасные.

Введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя за исключением рабочих мест «надомников» и дистанционных рабочих мест.

ЗАКОНОМ ОПРЕДЕЛЕН СЛЕДУЮЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ:

  1. Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда);
  2. Декларирование соответствия условий труда, если вредность (опасность) не идентифицирована, и проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  3. Оформление результатов проведенной специальной оценки;
  4. Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.

Срок действия материалов по специальной оценке - 5 лет с момент ее проведения.

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение всего срока их действия (5 лет).

Преимущества проведения специальной оценки условий труда для работодателя:

От результатов специальной оценки будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и№2; в список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 – с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016 г.). Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доптарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса – оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизив размер взносов по доптарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда.

Класс условий труда:

— 1 (оптимальный) - 0% дополнительного страхового взноса;

— 2 (допустимый) - 0% дополнительного страхового взноса;

— 3.1 (вредный) - 2% дополнительного страхового взноса;

— 3.2 (вредный) - 4% дополнительного страхового взноса;

— 3.3 (вредный) - 6% дополнительного страхового взноса;

— 3.4 (вредный) - 7% дополнительного страхового взноса;

— 4 (опасный) - 8% дополнительного страхового взноса;

Наши специалисты оперативно рассчитают Вам стоимость проведения работ. Для этого необходимо предоставить штатное расписание или выписку из штатного расписания организации, в которых достаточно отразить информацию о названиях профессий, должностей и количестве штатных единиц. Мы выделим точное количество рабочих мест с учетом принципа аналогии.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы бесплатно предоставим Вам консультацию, подберем индивидуальный и оптимальный вариант выполнения работ по специальной оценке условий труда.

 

 

 

JoomShaper
Задать вопрос
Яндекс.Метрика